Семиотические универсалии (универсалии, обусловленные своеобразием языка как знаковой системы)
По определению, эти универсалии должны быть абсолютными (полными) — поскольку это те черты, которыми любой (этнический) язык человека отличается от любых других семиотических систем («языков» животных, знаков дорожного движения, языков программирования и т. п.). В кругу семиотических универсалий есть как дедуктивные постулаты, так и эмпирически наблюдаемые черты языка.
—
Для любого языка характерно двоякое членение текста,
т. е. минимальные
единицы плана выражения и плана содержания
не совпадают (ср. членение на фонемы слова стена:
<с-т-е-н-а>
и членение этого же слова на морфемы: стен-а). Эта универсалия
является
эмпирически доказуемым выражением постулата об уров-
невом строении языков.
—
В каждом языке есть знаки, характеризующиеся первичной
мотивированностью
означающего: это, во-первых, знаки-индексы
(таков
характер связи означающего и означаемого в междометиях);
во-вторых,
знаки-копии (это разного вида
знаки иконического ха
рактера: звукоподражания и их дериваты, имитативы, идеофоны1,
диаграмматические черты порядка слов
и др.).
Лексике-грамматические группы звукосимволической лексики, близкие к частям речи. См.: Журковский Б. В. Идеофоны: Сопоставительный анализ/М.: Институт языкознания АН СССР, 1968; Корнилов Г. Е. Имитативы в чувашском языке/Чебоксары, 1984.
— В каждом языке
преобладают знаки, характеризующиеся
отсутствием
первичной мотивированности (т. е. большинство
знаков составляют не индексы и не
копии, а знаки-символы, в
терминологии Ч. Пирса).
— Язык передается в
процессе социализации человека путем
обучения
и научения (в широком смысле), а не по наследству.
— Языковые сообщения
могут быть, с точки зрения логики
или здравого смысла, ложными или бессмысленными. Чарльз Хоккет
назвал эту универсалию человеческого
общения уклончи
во с т ь ю. «В мире животных
сознательное искажение истины,
видимо, крайне редкое явление...
Следует отметить также, что без
признака, названного здесь
«уклончивостью», невозможна форму
лировка гипотез» (Новое в лингвистике
1970: 58).
— Универсальна
возможность мысли и речи о языке с помощью
его
же лексико-грамматических средств. Это
свойство языка, на
званное Хоккетом рефлективностью, является
предпосылкой метаязыковой функции речи
(см. § 13 в ОЯ 1993).
— Любой человеческий
язык может быть выучен любым че
ловеком.
— Каждый язык обладает своей системой
паралингвистических
средств (жесты, мимика).