Сознательно-практический метод ОИЯ. Б.В.Беляев
Он называет метод сознательным, т.к. обуч-е языку д. начинаться с осознан. изуч. яз. фактов, и практич, поскольку практика – разн. рода упр-я, особенно речевые и в первую очередь устные играют в предлагаемом им методе доминирующую роль.
Основные положения созн.-практич. метода:
1. Мышление на ИЯ отлично от мышления на родном. Образ мышления у разн. народов разн.
2. «Активно-творческое владение (продуктивное) усвоенным
яз. м-лом достигается только в том случае, если этот м-л непосредственно объединяется
с мышлением уч-ся» (против интуиции).
3. Задача преподавателя заключается не столько в том,
чтобы переключ. мышление с родн. яз. на ин., а прежде всего в том, чтобы науч.
уч-хя иначе мыслить в полном соответствии с инояз. формами: уч-ся д.
привыкнуть несколько иначе мыслить, несколько иначе отображать объективн.
действ-ть»
4. Научить уч-ся иначе мыслить м. только с помощью
практики в инояз. речи, прибегая во время занятий как можно реже к
родному яз., т.е. к переводу.
5. Для раскрытия значения слов необх. пользоваться (вместо
перевода) толкованием.
6. Язык – явление общественное, а речь – индивидуальное.
Речь беспрецедентна и неповторима. Речь – всегда творч. деятельность. Подлинная
речь основывается не столько на знаниях, сколько на навыках.