Главная » Общее языкознание » Типология языков и лингвистика универсалий » Лингвистика универсалий » Язык-эталон: оптимальная систематизация универсалий и гипотетический инвариант языков мира

Язык-эталон: оптимальная систематизация универсалий и гипотетический инвариант языков мира

Попробуем представить все универсалии не как перечни эле­ментов или «черт», обязательных для любого языка, а как уровневую иерархию систем этих элементов (фонологических, морфологических, синтаксических, семантических и т. д.). Пред­ставим иерархические взаимосвязи этих систем (по тому, как они отражены в межуровневых импликациях и аксиомах уровневой концепции языка). В результате таких мыслительных операций в нашем сознании возникнет абстрактный и очень схематичный (как бы «скелетный») образ «языка вообще». Такая мысленная модель «языка вообще», построенная путем мысленного соотнесения уни­версальных черт конкретных языков, — это и есть язык-эталон.

Язык-эталон — это гипотеза, мысленное построение (конструкт), допущение о единой структуре сопоставляемых языков. Фактически вообще всякое сопоставление (как универсальный по­знавательный метод) «молча» или эксплицитно исходит из уверен­ности, что в сопоставляемых объектах есть некоторая фундамен­тальная общность, заключенный в самих объектах эталон (мерило), и есть отклонения от этого эталона — те или иные, большие или меньшие вариации. Если в объектах нет общих черт, т. е. нет основания для сравнения, то сопоставление бессмысленно и беско­нечно1. При сопоставлении языков таким общим основанием служит представление о некоторой общей (инвариантной) структуре сопо­ставляемых языков.

Понятие о языке-эталоне в качестве абстрактного «гипотетиче­ского инварианта языков мира» (Шаумян 1965: 30) конкретизируется в типологии в менее абстрактных представлениях об «эталоне» аналитических языков, «эталоне» агглютинативных языков и т. д., т. е. в представлениях о типах строения некоторых классов языков. Разумеется, эти «эталоны» аналитизма или агглютинации — тоже абстракция, их не обнаружить среди конкретных этнических язы­ков — таких «типологически выдержанных» (на 100 %) языков не существует в природе. Однако у языковедов есть представ­ление о том, что такое 100 % аналитизма или 100 % агглютинации. Вот эти представления и есть соответствующие язы­ки-эталоны.

Вроде «длинной серии различий между просеками и персиками: первые расчищены, а вторые покрыты пушком» (в «Кибириаде» Ст. Лема). Характерно, что даже в этом дурацком сопоставлении необходима какая-то исходная общность (ею стали возможность наличия или отсутствия «растительности», а также близость звучания слов просеки и персики).

В компаративистике понятие «языка-эталона» сближают с кате­горией праязыка (общего источника родственных языков), при этом историческая, документальная заев ид етельствованн ость ряда таких языков (например, латыни или древнерусского) делает лингвисти­ческую реальность языков-эталонов особенно ощутимой.

Конечно, как заметил С. К. Шаумян, язык-эталон — это «не более чем гипотеза об инвариантной основе языков мира» (Шаумян 1965: 30). Но и не менее. Лингвистические представления о том, какой минимум черт имеется во всех языках мира, — это суще­ственный компонент наших знаний о языке.

Идея языка-эталона ценна еще в одном отношении: в качестве принципа естественной и потому оптимальной систематизации уни­версалий (см. § 167) — путем моделирования абстрактной структуры всех языков.

Поиск по сайту

Рубрики