Содержание:

Ванна из искусственного камня цена.
Главная » Общее языкознание » Структура языка » Структура плана содержания. Лексикология » Природа соотношения между формой и значением слова

Природа соотношения между формой и значением слова

Одной из особенностей лексического значения является характер связи между формой слова и его содержанием. Подавляющее боль­шинство слов возникает посредством словообразования, т. е. слова образуются, по крайней мере в индоевропейских языках, с помощью аффиксации от уже имеющихся в языке слов. В свою очередь слова, от которых образуются другие слова данного языка, могут сохранять в своей форме связь с обозначаемой реалией или на основе звуко­подражаний (ср.: в рус. кукушка, хрюкать, шуршать и др., в белор. дудка, балбатня, шушукщь и др.), или на основе какого-нибудь признака, характерного для обозначаемого предмета и фиксируемого в его названии. Во втором случае одни слова мотивируются по­средством других слов, называющих признак, который кладется в основу названия нового слова. Так, в русском языке слово ищейка мотивируется глаголом искать, в белорусском святмца — словом светлы, в чешском starosta 'староста' — словом starost 'забота* и т. д.

 

Во многих словах мотивированность значения утеряна (например, в рус. огонь, рука и др., в белор. вока, глеба и др., в нем. Blut 'кровь', sehen 'видеть' и др.), т. е. подобные слова имеют немоти­вированное значение. Слова, у которых лексическое значение мо­тивировано, имеют внутреннюю форму, у слов с немотивированным значением внутренняя форма отсутствует. Правда, во многих словах с немотивированным значением внутренняя форма может быть восстановлена с помощью этимологического анализа.

Кроме того, существует множество косвенных способов мотиви­рованности слов, которая эксплицируется посредством осуществле­ния специальных лингвистических экспериментов и процедур (см. об этом: Плотников 1989). Например, более высокая частотность использования слова, как правило, является следствием его большей многозначности; чем шире круг лексической сочетаемости слова, тем выше его семантический объем; в сходстве синтагматических потенций проявляется определенное смысловое сходство слов; грам­матический показатель, например рода, мотивирует использование соответствующих слов в значении одушевленных особей соотноси­мого с этим родом биологического пола. В письменных текстах мотивация слов может проявляться параграфическими средствами (фото, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы и т. п.), в устной речи — паралингвистическими (тон голоса, мимика, жесты, тело­движения и т. п.).

villeroy boch унитаз

____________

Рубрики